Справка +375 (17) 340 66 22

Факс +375 (17) 341-46-06

Платные услуги +375 (17) 341-19-70

Вызов врача на дом +375 (17) 291-57-51

Справка +375 (17) 340 66 22

Факс +375 (17) 341-46-06

Платные услуги +375 (17) 341-19-70

Вызов врача на дом +375 (17) 291-57-51

Профилактика острых респираторных инфекций у детей

В жизни каждого ребенка, начинающего посещать детский коллектив, начинается непростое время для его иммунной системы и еще более сложное время для его родителей. Физиологический процесс трудностей адаптационного периода, зачастую неправильно трактуемый родителями и врачом, наблюдающим маленького пациента, становится камнем преткновения. Результатом этого является не только необоснованная лекарственная терапия, но и частое исключение ребенка из процесса социальной адаптации к коллективу, прекращение физиологического процесса бытовой иммунизации и замедления «созревания» факторов иммунной защиты.Одной из причин неблагоприятной адаптации является повышенная заболеваемость детей острыми респираторными инфекциями (ОРИ), что еще в большей мере затрудняет процесс адаптации посредством негативного воздействия на психоэмоциональную систему ребёнка.

Наибольшая частота заболевания ОРИ отмечается в первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следовательно, с одной стороны, необходима комплексная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения, с другой – важно обеспечить рациональную адаптацию ребенка к условиям организованного коллектива.

В подготовительный период (за 1-2 месяца до начала посещения детского сада) в систему подготовки ребенка к дошкольному учреждению входит следующий комплекс мероприятий.

 1. Встреча родителей ребенка с персоналом дошкольного учреждения.

В ходе встречи с заведующей дошкольным учреждением, медицинским работником, воспитателем родителям необходимо составить представление о том, насколько ребенок соответствует требованиям и особенностям работы дошкольного учреждения по таким вопросам, как:

  • режим дошкольного учреждения;
  • характер питания;
  • навыки самообслуживания;
  • проведение закаливающих процедур;
  • гимнастика;
  • гигиенические требования к одежде и обуви и др.

2. Оформление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка (форма 1 здр / у – 10).

Для получения медицинской справки для ребенка при подготовке к поступлению в детское дошкольное учреждение необходимо обратиться к участковому педиатру, который проведет следующий комплекс мероприятий:

  • проведение осмотра ребенка;
  • определение особенностей состояния здоровья ребенка;
  • определение медицинских специалистов, консультации которых должен получить ребенок;
  • оценка состояния вакцинации (получение прививок по календарю);
  • назначение необходимых лабораторных обследований;
  • оформление заключения о состоянии здоровья ребенка;
  • прогноз характера и длительности адаптационного периода.
  • выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка - это документ, отражающий все характеристики здоровья ребенка, особенности его развития, список перенесенных заболеваний и т.д. Данная форма заполняется педиатром, включает заключения узких специалистов,  результаты лабораторных обследований и перечень профилактических прививок, которые были сделаны ребенку, реакции на них, а также некоторые дополнительные сведения о здоровье ребенка и индивидуальных особенностях его организма.

 3. Работа с ребенком перед поступлением в дошкольное учреждение.

После встречи родителей с персоналом дошкольного учреждения и осмотра ребенка педиатром на этом этапе подготовительной работы необходимо с учетом готовности ребенка попытаться обучить его недостающим навыкам и умениям. Родителям следует позаботиться о том, чтобы к моменту начала посещения детского сада ребенок уже обладал минимальными навыками самообслуживания:

  • кушать и правильно вести себя за столом
  • одевать и снимать одежду;
  • обувать и снимать обувь;
  • заправлять постель;
  • пользоваться туалетом, мыть руки,
  • чистить зубы и ухаживать за полостью рта и др.

Наряду с этим, следует приступить к выполнению рекомендаций педиатра, среди которых особое значение имеют:

  • рациональный режим нагрузки на органы зрения;
  • санация хронических заболеваний носоглотки;
  • санация полости рта и лечение кариозных зубов. 

 4. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Основные мероприятия, позволяющие ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям дошкольного учреждения включают:

  • постепенное вхождение ребенка в коллектив дошкольного учреждения: продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении вначале должна быть несколько часов, затем – полдня, потом – целый день;
  • создание дома режима дня, близкого к режиму в дошкольном учреждении;
  • поощрение самостоятельности дома (одевание и снятие верхней одежды, обуви, заправка постели и т. д.);
  • продолжение закаливающих процедур (воздушные ванны, водные процедуры, посещение бассейна и т. д.);
  • доброжелательный настрой ребенка на дошкольное учреждение (формирование у ребенка положительного отношения к другим детям, воспитателю, режиму дошкольного учреждения);

Для предупреждения формирования частых и длительных случаев заболевания ОРИ целесообразным является комплекс профилактических мероприятий, включающий:

  • создание условий, благоприятных для предупреждения возникновения и распространения ОРИ по месту жительства (соблюдение режима проветривания, отсутствие сквозняков, благоприятные условия сна (отсутствие перегревания/переохлаждения, полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится);
  • формирование у ребенка и соблюдение в его окружении «этикета» кашля, чихания;
  • обучение ребенка правильному очищению полости носа, умению пользоваться носовым платком;
  • закаливание детей с использованием воздушных ванн и водных процедур;
  • занятие утренней гимнастикой и общеукрепляющими физическими упражнениями;
  • полноценное сбалансированное питание по питательным веществам (белки, жиры, углеводы), витаминам и микроэлементам;
  • санация хронических очагов инфекционной природы в полости носоглотки, ротоглотки, лечение кариозных зубов;
  • оздоровление ребенка от глистных инвазий;
  • лечение заболеваний желчевыводящей системы;
  • лечение дисбактериоза кишечника;
  • использование местных (интраназальных) средств защиты (мазей);
  • назначение адаптогенов животного и растительного происхождения;
  • применение физиотерапевтических процедур: ультрафиолетовое облучение, лазеротерапия, массаж и др.;
  • вакцинопрофилактика инфекционных болезней в соответствии с календарем прививок и по специальным показаниям (против гриппа, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и др.).

При необходимости врачом-педиатром определяются показания к проведению «химической» иммуномодулирующей терапии в период сезонного подъема заболеваемости.

 5. Мероприятия, при возникновении заболевания ОРИ в дошкольном учреждении.

Ребенок, больной ОРИ, подлежит изоляции. Изоляция осуществляется на дому или в инфекционном стационаре (госпитализация). В большинстве случаев больные ОРИ изолируются на дому. Госпитализацияв инфекционный стационар осуществляется по клиническим и эпидемическим показаниям.

  • клинические показания к госпитализации – тяжелые и среднетяжелые формы инфекции.
  • эпидемические показания к госпитализации: невозможность обеспечения изоляции на дому и организации соответствующего режима; проживание больных в общежитии и т.п.

Выписка из стационара (решение вопроса о выздоровлении при лечении на дому) осуществляется после клинического выздоровления.

Реконвалесценты допускаются в коллектив после клинического выздоровления и прекращения изоляции (в случае инфекционных заболеваний).

Диспансерное наблюдение осуществляется в случае перенесения осложненной формы ОРИ. Сроки диспансерного наблюдения определяются состоянием здоровья реконвалесцента.

В группе дошкольного учреждения, где выявлен больной ОРИ, усиливают медицинское наблюдение за детьми с целью своевременного выявления вновь заболевших. Проводится осмотр носоглотки, оценка общего состояния и измерение температуры тела.

Успешная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения неразрывно связана с рациональной профилактикой острых респираторных инфекций и включает: системную подготовку ребенка к посещению детского дошкольного учреждения; реализацию комплекса профилактических мер среди детей в возрасте 0-4 года; индивидуальный подход к профилактике ОРИ у детей (выделение лиц с высокой частотой заболевания ОРИ - 4-6 раз и 7-10 раз и более в течение года) и др.

 

Авторы:

Вальчук И.Н. - преподаватель кафедры эпидемиологии УО «Белорусский государственный медицинский университет»

Пивоварова Н.П. – заместитель главного врача учреждения здравоохранения «13-ая детская поликлиника г. Минска»

Дашкевич А.М. – врач-эпидемиолог противоэпидемического отделения эпидемиологического отдела ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Чистенко Г.Н. – заведующий кафедрой эпидемиологии УО «Белорусский государственный медицинский университет»






Записаться на приём или вызвать врача

прямо сейчас!

 

НАШ АДРЕС


г. Минск, ул. Шишкина, д. 24.

Время работы

пн.-пт.: c 07:00 до 20:00
сб.: c 08:30 до 15:00 (в летний период)
сб.: c 08:30 до 16:00 (в зимний период)

Справка
+375 (17) 340 66 22