Справка +375 (17) 340 66 22

Факс +375 (17) 341-46-06

Платные услуги +375 (17) 341-19-70

Вызов врача на дом +375 (17) 291-57-51

Справка +375 (17) 340 66 22

Факс +375 (17) 341-46-06

Платные услуги +375 (17) 341-19-70

Вызов врача на дом +375 (17) 291-57-51

Рекомендации родителям первоклассника

Поступление ребенка в первый класс — один из самых ответственных и волнующих моментов в жизни семьи. И в отличие от малыша, взрослые волнуются куда сильнее. Кому, как не им, хорошо известно, что в самом начале пути кроху ждут самые настоящие трудности: непривычный ранец, непослушные буквы и гудящие от шариковой ручки пальчики.
Применимы ли вообще к маленьким ученикам, таким любознательным по своей природе и открытым для новых знаний, определения "тупой" и "ленивый"? По мнению большинства специалистов, таких детей практически нет. Корни школьной неуспеваемости (дезадаптации) в младших классах либо лежат в области медицины, либо зависят от проблем во взаимоотношениях первоклашек с родителями и педагогами. Бывает также, что у ребят просто не сформировано заинтересованное отношение к учебе.      

Процесс привыкания к школе довольно длительный, продолжается он приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются первые недели. Именно в этот период в наибольшей степени проявляется напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни. Легче справляются со школьной нагрузкой здоровые дети с гармоничным физическим развитием, дети, посещавшие дошкольные учреждения. К сожалению, в настоящее время здоровых первоклассников поступает в школу только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения. Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, часто болеющие дети, страдающие различными хроническими заболеваниями. Такие дети нуждаются в специальной подготовке к школе, часто включающей и медикаментозную. Родителям следует заранее позаботиться о подготовке ребенка к обучению в школе, адаптации в новом коллективе: полечить зубы, проверить состояние носоглотки, при необходимости пролечить миндалины или удалить аденоиды, которые нарушают носовое дыхание (из-за этого ухудшается восприятие школьного материала и усугубляются психологические проблемы). Все это очаги хронической инфекции. Помните, что маленькому школьнику, пропустившему из-за болезни даже одну неделю, а тем более несколько, сложно будет справиться с насыщенной учебной программой. Проверьте слух и остроту зрения, чтобы  при их нарушениях ребенок был посажен на соответствующее место в классе, а при пониженном зрении успел привыкнуть к очкам до начала учебы. Ребенку, не посещавшему детский сад, очень важно посетить психолога.

Неисправленные дефекты речи могут отрицательно сказаться на успеваемости.  Из-за неотчетливого восприятия речи такие дети во время разговора часто переспрашивают собеседника, иногда не сразу реагируют на обращение. А в тетрадях ребенок «пишет, как слышит», путая сходные по звучанию звуки с-ш, р-л, з-ж, часто нарушают структуру слова, например, гофли, скоровода, косномавт, свабдя, саше, в устной речи такие ошибки встречаются нечасто, но на письме постоянно. Такие малыши не слышат количества слов в предложении и часто либо их соединяют, либо прибавляют к следующему. Поэтому встречаются соответствующие ошибки-искажения («В тени стоит сад» вместо «тенистый сад», «кот наш Боря» вместо «кота на заборе»). Запись под диктовку чисел и, соответственно, счетные операции из-за дефектов звукоразличения тоже нарушаются. Для такого ребенка практически одинаково могут звучать шестнадцать и шестьдесят. Нарушения такого характера в младшем возрасте исправимы, важно только вовремя обратиться к школьному логопеду.

На шестом году жизни часто выявляются первые дефекты осанки. В этом возрасте нарушения преходящи. Ребенок легко может исправить неправильное положение тела, сидеть и стоять ровно. Но если он избирает наиболее удобное положение, то необходимо посоветоваться с врачом-ортопедом, врачом лечебной физкультуры, освоить специальные комплексы корригирующих упражнений. Изучить их должны и родители. Так как выполнять их придется длительно в домашних условиях. В школе обучают, как правильно сидеть во время занятий. Дома необходимо повторить эти правила и проконтролировать их выполнение, очень важно постоянно наблюдать за осанкой ребенка во время еды, занятий, игр и напоминать о необходимости правильно  сидеть за столом.

Заранее следует подготовить ребенка к новому режиму деятельности и перейти на рабочий лад. Распорядок дня формируется с учетом занятий в школе. Младшему школьнику следует ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, с отклонениями в пределах 15 минут. В этом возрасте сон занимает 10—11 часов,  если ребенок в первом или даже во втором классе нуждается в дневном сне, то необходимо для этого создать все условия.  Заставлять спать днем не надо, лучше заменить сон тихим отдыхом. Родители часто спрашивают, надо ли будить школьника, если он не проснулся утром в положенное время. Да, его необходимо осторожно разбудить. После этого ребенок пусть немного (3-5 минут) полежит в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию излишне возбуждает. Изо дня в день в одни и те же часы нужно завтракать, обедать и ужинать.  Правильно построенный режим дня, включающий учебные занятия в школе, домашние уроки, игры и развлечения на свежем воздухе, художественные занятия, четырехразовое питание и дневной отдых - это не выдумка врачей, а необходимость. Это важнейшее условие сохранения здоровья и нормального роста и развития, предупреждения болезней. Привычка к составлению и соблюдению режима, выработанная в детстве, обычно сохраняется на всю жизнь и является одним из основных факторов продуктивной творческой и трудовой деятельности. Когда ребёнок привыкает к режиму, у родителей и учителей решается часть проблем, связанных с его поведением. У школьника в определённое время возникает желание спать, вставать, делать гимнастику, уроки, читать книги. Такой ребёнок реже конфликтует с родителями и учителями, становится целеустремленным, дисциплинированным.

Следующим важным условием адаптации является соблюдение режима питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо.

Большинство первоклассников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации. Если ребенок посещает школу, то на завтрак подойдет любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление, горячий напиток (кипяченое молоко, чай). «Малоежкам» можно предложить йогурт или бутерброд. Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения. Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Сейчас, когда до 1 сентября осталось совсем чуть-чуть, что же должны сделать родители, чтобы привыкание к школе прошло быстро и безболезненно?

Стоит сконцентрироваться и правильно подготовить вашего школьника. Главное - ничего не заставлять делать насильно. Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается, во-первых, в поддержании интереса к знаниям, а во-вторых, в налаживании с ним теплых отношений. То есть необходимо стать для ребенка другом.

Даже процесс покупки необходимых учебных принадлежностей должен стать ярким событием в жизни ребенка. Во-первых, следует учитывать требования школы, в которую вы подаете документы, а во-вторых, вкус вашего ребенка. Поэтому пусть уж он походит по магазинам вместе с вами, даже если терпеть этого не может. Зато будет куплено именно то, что ему нравится. Наряду с приобретением формы, рюкзака, тетрадей, ручек и красок купите ему понравившуюся игрушку. Потом посетите парк или посидите кафе – пусть этот день станет праздником для вас и вашего малыша.

Необходимо заранее выяснить день и время проведения торжественной линейки, познакомить ребенка с учителем, классом и ребятами, с которыми он будет учиться.

Как же определить – правильно ли происходит включение первоклассника в школьную жизнь? Первый показатель социального и эмоционального благополучия - это то, что ребёнок всегда идёт в школу с желанием и радостью. Соответственно, отсутствие этих ощущений - сигнал неблагополучия и необходимости обсудить проблему с учителем или психологом (или, в идеале, с обоими вместе). Второй признак успешного включения в учебную деятельность: это осознанное желание именно УЧИТЬСЯ, а не просто ходить в школу. Что это значит для ребёнка - "учиться"? Когда, при поступлении в школу, его об этом спрашивают, то признаком психологической готовности к школьному обучению считается ответ: "Узнавать новое, учиться делать то, что не умел раньше". Если же спросить: "А что значить ХОРОШО учиться?" - логичным было бы высказывание: "Узнавать больше, всё запоминать, быстро и правильно делать то, чему научился". Однако уже для многих дошкольников (и практически для всех школьников) "хорошо учиться" - значит "получать хорошие оценки".

Не забудьте так же повторить правила дорожного движения, обязательно потренировать ребенка на улице, чтобы он хорошо знал,  куда идти, где и когда переходить улицу.

Учеба в школе потребует от малыша колоссальных физических затрат: рано вставать, проводить по пять-шесть часов за партой, внимательно слушая учителя. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье. А родителям потребуется много терпения, спокойствия и мудрости, чтобы справиться со всеми задачами.






Записаться на приём или вызвать врача

прямо сейчас!

 

НАШ АДРЕС


г. Минск, ул. Шишкина, д. 24.

Время работы

пн.-пт.: c 07:00 до 20:00
сб.: c 08:30 до 15:00 (в летний период)
сб.: c 08:30 до 16:00 (в зимний период)

Справка
+375 (17) 340 66 22