Профилактика острых респираторных инфекций у детей
В жизни каждого ребенка, начинающего посещать детский коллектив, начинается непростое время для его иммунной системы и еще более сложное время для его родителей. Физиологический процесс трудностей адаптационного периода, зачастую неправильно трактуемый родителями и врачом, наблюдающим маленького пациента, становится камнем преткновения. Результатом этого является не только необоснованная лекарственная терапия, но и частое исключение ребенка из процесса социальной адаптации к коллективу, прекращение физиологического процесса бытовой иммунизации и замедления «созревания» факторов иммунной защиты.Одной из причин неблагоприятной адаптации является повышенная заболеваемость детей острыми респираторными инфекциями (ОРИ), что еще в большей мере затрудняет процесс адаптации посредством негативного воздействия на психоэмоциональную систему ребёнка.
Наибольшая частота заболевания ОРИ отмечается в первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следовательно, с одной стороны, необходима комплексная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения, с другой – важно обеспечить рациональную адаптацию ребенка к условиям организованного коллектива.
В подготовительный период (за 1-2 месяца до начала посещения детского сада) в систему подготовки ребенка к дошкольному учреждению входит следующий комплекс мероприятий.
1. Встреча родителей ребенка с персоналом дошкольного учреждения.
В ходе встречи с заведующей дошкольным учреждением, медицинским работником, воспитателем родителям необходимо составить представление о том, насколько ребенок соответствует требованиям и особенностям работы дошкольного учреждения по таким вопросам, как:
- режим дошкольного учреждения;
- характер питания;
- навыки самообслуживания;
- проведение закаливающих процедур;
- гимнастика;
- гигиенические требования к одежде и обуви и др.
2. Оформление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка (форма 1 здр / у – 10).
Для получения медицинской справки для ребенка при подготовке к поступлению в детское дошкольное учреждение необходимо обратиться к участковому педиатру, который проведет следующий комплекс мероприятий:
- проведение осмотра ребенка;
- определение особенностей состояния здоровья ребенка;
- определение медицинских специалистов, консультации которых должен получить ребенок;
- оценка состояния вакцинации (получение прививок по календарю);
- назначение необходимых лабораторных обследований;
- оформление заключения о состоянии здоровья ребенка;
- прогноз характера и длительности адаптационного периода.
- выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка - это документ, отражающий все характеристики здоровья ребенка, особенности его развития, список перенесенных заболеваний и т.д. Данная форма заполняется педиатром, включает заключения узких специалистов, результаты лабораторных обследований и перечень профилактических прививок, которые были сделаны ребенку, реакции на них, а также некоторые дополнительные сведения о здоровье ребенка и индивидуальных особенностях его организма.
3. Работа с ребенком перед поступлением в дошкольное учреждение.
После встречи родителей с персоналом дошкольного учреждения и осмотра ребенка педиатром на этом этапе подготовительной работы необходимо с учетом готовности ребенка попытаться обучить его недостающим навыкам и умениям. Родителям следует позаботиться о том, чтобы к моменту начала посещения детского сада ребенок уже обладал минимальными навыками самообслуживания:
- кушать и правильно вести себя за столом
- одевать и снимать одежду;
- обувать и снимать обувь;
- заправлять постель;
- пользоваться туалетом, мыть руки,
- чистить зубы и ухаживать за полостью рта и др.
Наряду с этим, следует приступить к выполнению рекомендаций педиатра, среди которых особое значение имеют:
- рациональный режим нагрузки на органы зрения;
- санация хронических заболеваний носоглотки;
- санация полости рта и лечение кариозных зубов.
4. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные мероприятия, позволяющие ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям дошкольного учреждения включают:
- постепенное вхождение ребенка в коллектив дошкольного учреждения: продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении вначале должна быть несколько часов, затем – полдня, потом – целый день;
- создание дома режима дня, близкого к режиму в дошкольном учреждении;
- поощрение самостоятельности дома (одевание и снятие верхней одежды, обуви, заправка постели и т. д.);
- продолжение закаливающих процедур (воздушные ванны, водные процедуры, посещение бассейна и т. д.);
- доброжелательный настрой ребенка на дошкольное учреждение (формирование у ребенка положительного отношения к другим детям, воспитателю, режиму дошкольного учреждения);
Для предупреждения формирования частых и длительных случаев заболевания ОРИ целесообразным является комплекс профилактических мероприятий, включающий:
- создание условий, благоприятных для предупреждения возникновения и распространения ОРИ по месту жительства (соблюдение режима проветривания, отсутствие сквозняков, благоприятные условия сна (отсутствие перегревания/переохлаждения, полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится);
- формирование у ребенка и соблюдение в его окружении «этикета» кашля, чихания;
- обучение ребенка правильному очищению полости носа, умению пользоваться носовым платком;
- закаливание детей с использованием воздушных ванн и водных процедур;
- занятие утренней гимнастикой и общеукрепляющими физическими упражнениями;
- полноценное сбалансированное питание по питательным веществам (белки, жиры, углеводы), витаминам и микроэлементам;
- санация хронических очагов инфекционной природы в полости носоглотки, ротоглотки, лечение кариозных зубов;
- оздоровление ребенка от глистных инвазий;
- лечение заболеваний желчевыводящей системы;
- лечение дисбактериоза кишечника;
- использование местных (интраназальных) средств защиты (мазей);
- назначение адаптогенов животного и растительного происхождения;
- применение физиотерапевтических процедур: ультрафиолетовое облучение, лазеротерапия, массаж и др.;
- вакцинопрофилактика инфекционных болезней в соответствии с календарем прививок и по специальным показаниям (против гриппа, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и др.).
При необходимости врачом-педиатром определяются показания к проведению «химической» иммуномодулирующей терапии в период сезонного подъема заболеваемости.
5. Мероприятия, при возникновении заболевания ОРИ в дошкольном учреждении.
Ребенок, больной ОРИ, подлежит изоляции. Изоляция осуществляется на дому или в инфекционном стационаре (госпитализация). В большинстве случаев больные ОРИ изолируются на дому. Госпитализацияв инфекционный стационар осуществляется по клиническим и эпидемическим показаниям.
- клинические показания к госпитализации – тяжелые и среднетяжелые формы инфекции.
- эпидемические показания к госпитализации: невозможность обеспечения изоляции на дому и организации соответствующего режима; проживание больных в общежитии и т.п.
Выписка из стационара (решение вопроса о выздоровлении при лечении на дому) осуществляется после клинического выздоровления.
Реконвалесценты допускаются в коллектив после клинического выздоровления и прекращения изоляции (в случае инфекционных заболеваний).
Диспансерное наблюдение осуществляется в случае перенесения осложненной формы ОРИ. Сроки диспансерного наблюдения определяются состоянием здоровья реконвалесцента.
В группе дошкольного учреждения, где выявлен больной ОРИ, усиливают медицинское наблюдение за детьми с целью своевременного выявления вновь заболевших. Проводится осмотр носоглотки, оценка общего состояния и измерение температуры тела.
Успешная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения неразрывно связана с рациональной профилактикой острых респираторных инфекций и включает: системную подготовку ребенка к посещению детского дошкольного учреждения; реализацию комплекса профилактических мер среди детей в возрасте 0-4 года; индивидуальный подход к профилактике ОРИ у детей (выделение лиц с высокой частотой заболевания ОРИ - 4-6 раз и 7-10 раз и более в течение года) и др.
Авторы:
Вальчук И.Н. - преподаватель кафедры эпидемиологии УО «Белорусский государственный медицинский университет»
Пивоварова Н.П. – заместитель главного врача учреждения здравоохранения «13-ая детская поликлиника г. Минска»
Дашкевич А.М. – врач-эпидемиолог противоэпидемического отделения эпидемиологического отдела ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»
Чистенко Г.Н. – заведующий кафедрой эпидемиологии УО «Белорусский государственный медицинский университет»